DEUTSCH MIT BLENDED LEARNING - творческая мастерская участника областного инновационного проекта Ищенко Альбины Михайловны

Виртуальная площадка участника проекта  на 2014-2015 гг. находится здесь

18/03/2014

Автономная модель: возможности применения модели на практики

В данной ситуации прекрасно вступают в свои "права" социальные сети (vk.ru, odnoklassniki.ru, facebook.com, ICQ), Skype, смс-сервис образовательной сети Дневник.ру, электронная почта учителя. Моя практика показывает, что на сегодняшний день, учащиеся предпочитают все, что не связывает их с учебной деятельностью (т.е. сервис Дневника используют меньше, но используют)
в качестве примера прикрепляю скриншоты "свеженьких" фрагментов переписки со школьниками в соц.сети "В контакте и Одноклассники" и в образовательной сети "Днекник.ру", а также фрагмент эл.почты







17/03/2014

Модель "Автономная группа" включает в себя все четыре направления работы в режиме технологии Blended Learning, а именно:

1) обучение в режиме Online под руководством тьютера или без него доступно обучающимся всего класса. но для выделенной группы школьников может быть предложена дополнительная учебная нагрузка.

2) навыки самообучения необходимо формировать сегодня у всех обучающихся, поэтому на этом этапе тоже включен весь класс
3) индивидуальная работа учителя с группой, например, в рамках подготовки к олимпиаде или экзаменам и т.п.
4) применение полученных знаний  обязательно должны проводиться в режиме очного обучения: ребята, которые занимались дополнительно могут продемонстрировать свои новые знания и умения, а те, кто обучался вне "автономной группы" имеет возможность сравнить свои достижениями, возможно, тоже вступить в число автономно обучающихся школьников.

15/03/2014

Новый этап работы: апробация модели 
"Автономная группа"



28/02/2014

Уважаемые коллеги!

 Работа по апробации модели "Перевернутый класс/das umgedrehte Klassemzimmer" принесла следующие результаты:
- Изучение и обобщение опыта зарубежных коллег (Германия)
- Сформирована новая профессиональная компетенция по созданию учебных видео-лекций
- Открыт собственный сайт учителя (тьютера) 
- сформирован отчет о работе участника инновационного проекта Ищенко А.М. по двум первым моделям технологии Blended Learning ("Смена рабочих зон", "Das umgedrehte Klassenzimmer") в виде докладов на конференциях с целью дальнейшей публикации в сборниках материалов научно-практических конференций:

28.02.2014 Региональная  научно-практическая конференция    педагогических  работников  образова-тельных  учреждений Ростовской области «Инновацион -ные педагогические технологии: практика и реализация в ходе формирования профессиональных компетенций»  с докладом "BLENDED LEARNING: ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
"

12.04.2014 - Всероссийская      научно-практическая кон-ференция учителей немецкого языка «Теория и практика обучения немецкому языку» памяти И.Л. Бим, академика РАО с докладом  "«DAS   UMGEDREHTE     KLASSENZIMMER»  - ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ"


21/02/2014

Уважаемые коллеги!
Кристиан Шпаннагель ответил на поставленные нами вопросы и поделился массой ссылок и публикаций по внедрению модели "Перевернутый класс" в его личную практику и практику наших коллег. 
Прикрепляю оригинал ответов.



20/02/2014


Уважаемые коллеги! 
Вот как скалдывается мой опыт по внедрению в практику модели "Перевернутый класс" в начальной школе (коррекционный класс): Родители активно помогают детям, ведут переписку в эл. дневнике с учителем. Предлагаю некоторые фрагменты переписки, которая свидетельскуют о том, что я на правильном путиsmiley




14/02/2014

РАСШИРЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ 
УЧЕБНОЙ АУДИТОРИИ

По запросу родителей обучающихся начальной школы об организации On-line поддержки при выполнении домашних заданий. Предложила модель "Перевернутого класса" - согласились. 
На  сайте http://lerndeutsch.jimdo.com/  создана страница "Das umgedrehte Klassenzimmer". Опубликована инструкция для родителей по работе в рамках данной модели. Прикреплены памятки обучающимся, содержание которых поможет справится с затруднениями дома. Создан первый учебный фильм для этой аудитории и опубликован на странице.  Реализация электронного обучения будет осуществляться на платформе образовательной сети Дневник.ру и сайта учителя. В совокупности  эти две платформы дают неограниченные возможности для реализации творческих педагогических идейsmiley


08/02/2014

Новое направление работы -
 международное сотрудничество

Налажена связь с проф. доктором К. Шпаннагелем (Университет Гейдельберг) для совместного решения проблем и вопросов по внедрению технологии Blended Learning (Umgedrehte Klassenzimmer-Modell). 

Общие сведения о немецком ВУЗе, консультанте, опыте работы по проблеме



Отправлены первые вопросы участников проекта


Ждем комментариев и разъяснений от консультанта Ch. Spannagel

02/02/2014

Апробация программы по созданию учебного видео. Первый опыт.

В рамках апробации и внедрения технологии смешанного обучения, работая по модели "Перевернутый класс / das umgedrehte Klassenzimmer" появилась необходимость создавать самостоятельно обучающие фильмы (такие, которые бы с легкостью заменили объяснения учителя на уроке). Внимательно изучив опыт работы коллег из Германии (университет Гейдельберга), выбрала программу для работы (Screencast)  и приступила...

Schritte 1.
Отбор материала, который хотелось бы представить в фильме (грамматический, лексический, лингво-страноведческий и т.д.)

  •  В рамках изучения текущей учебной темы "Das Pfingsten, Maibӓume  und andere Feste" закреплены следующие темы для повторения и закрепления (Kausalsӓtze, Perfekt, Imerativ (Du-Form), Prӓteritum Passiv) и изучение новой грамматической темы Infinitivkonstruktion ... statt ... zu ...
Это и определило характер обучающего фильма - работа с грамматическим материалом.

Schritte 2.
Материал отобран, пора составлять презентацию, на основе которой будет создан фильм. (к сожалению, в блог не загружаются файлы формата ppt и pptx).

Schritte 3.

Осталось разобраться с синхронизацией двух программ: Power Point и  Screencast.

Все гениальное - просто!

Запускаете программу Screencast, затем открываете презентацию, синхронизируете окно видео-программы и размер слайдов и кликаете на красную кнопку - режим записи. В процессе показа слайдов, даете им свой комментарий, переключаете слайды, а запись идет=)) Закончилась презентация - значит фильм подошел к концу. Далее программный интерфейс предлагает сохранит видео на Вашем компьютере или сразу разместить на You Tube. Выбираете ту команду, которая необходима и все: учебный фильм готов!


Есть конечно, минусы в работе:

- если нет опыта работы на камеру, придется перезапускать запись, пока ВЫ себе не понравитесь=))
- пока не приобретете опыт комментатора, озвучивание слайдов будет не лучшего качества (а перезапись, как показывает опыт, поможет исправить в одном месте, и сделать помарки в другом=((  ) 

И это пока такие незначительные минусы, которые я пережила на себе. Ну, как говорят немцы: Übung macht den Meister!

************

31/01/2014

Апробация новой модели технологии смешанного обучения - "Перевернутый класс".
С чего начать? - В первую очередь - обобщение опыта зарубежных коллег!


Судя, по материалам, мною изученных, можно сделать вывод о том, что основной задачей здесь выступает создание обучающего видео и создание некой базы данных на его основе. Немецкий блог педагогов - единомышленников "Umgrdrehte Klassenzimmer in Deutschland"- Blog ведет постоянные обсуждения по обмену опытом в рамках создания учебных видеофильмов. Также существует Вики-страница с аналогичным названием Wiki-umgedrehte Klassenzimmer, где единомышленники обмениваются опытом в различных предметных областях.  Думаю, здесь есть над чем поработать и чему научиться smiley Приглашаю всех к сотрудничеству. Вместе мы бестрее освоим тонкости данной модели!
















**************

27/01/2014

В Ростовской области стартовал инновационный проект по апробации и внедрению в педагогическую практику средних учебных учреждений РО технологии смешанного обучения Подробнее ...

«... 'Blended Learning'  nicht anders bezeichnete als die bekannte Form von Untericht, in dem das Lernen in angeleiteten Unterricht verbunden wurde mit der Nutzung von Medien» [Hallet Wolfgang. Didaktische Kompetezen: Lehr und Lernprozesse erfolgreich gestallten. Klett-Verlag, Stuttgart 2006, - 183 S. ]

«'Смешанное обучение' - это ничто иное как известная форма учебного занятия, когда учение проходит под руководством педагога, но тесно  связана с  использованием различных технических и электронных средств обучения»
Именно с этих строк хочется начать свой творческий отчет о проделанной работе в рамках «Инновационного проекта по апробации и внедрению в свою педагогическую практику на базе МОБУ СОШ №6 г. Таганрога Ростовской области "ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / BLENDED LEARNING"»: реализация первого модуля "Смена рабочих зон".

Участие в проекте привлекло меня своей актуальностью, возможностью разнообразить личный опыт, познакомиться не только с опытом коллег, осуществляющих педагогическую деятельность в пределах Ростовской области, но и изучить опыт зарубежных педагогов, а также поделиться своими наработками.

На начальном этапе мною были изучены теоретические материалы, представленные в материалах сообщества, выбраны класс, УМК  и определена текущая учебная тема: 8 класс, УМК "Alles klar!" О.А. Радченко и др., тема 10 "Niedrsachsen. Sachsen-Anhalt", открыт образовательный блог.

Следующим этапом моей работы была разработка собственной стратегии, которая будет способствовать поэтапному внедрению модели "Смена рабочих зон" в систему уроков.

Условные обозначения:

В1 - выбор (определение) учебной темы
В2 - выбор дидактических и технических средств обучения
В3 - выбор образовательных ресурсов
В4 - выбор программных оболочек для создания интерактивных упражнений
В5 - выбор методов обучения адекватных модели















Итак, класс выбран, тема определена. Самое время выбрать дидактические и технические средства обучения, необходимые для реализации модели на практики, а именно:
- лингафонное оборудование, предназначенное для кабинетов ИЯ
- компьютерный класс (кабинет информатики / мобильный класс  и т.п.), оснащенный необходимой техникой (Для себя я нашла такой выход:
- кабинет исонстранного языка в моей школе оснащен лингафонным оборудованием, который позволяет организовать работу в группах максимум с 4 различными аудиотекстами, беседу среди школьников в группах.
- наличие ПК на рабочем столе учителя, ноутбук и личные планшетные компьютеры школьников позволяют организовать работу как в режиме онлайн (для этого я использую Wi-Fi- роутер), так и  проведение интерактивного тестирования (тесты созданы в программе My TestX.) Для этого интернет не нужен.)
-  дополнительные материалы (карты, атласы, журналы на немецком языке, Интернет-ресурсы.
Подборка Интернет-ресурсов оформлена, опубликована на образовательном блоге, можно переходить к выбору программных оболочек, необходимых для создания интерактивных упражнений, имеющие широкий спектр задач, адекватных дидактическим задачам урока.
(HotPotatoes, Übungblӓtter selbst gemacht, MyTest, центра приложений (Тест) образовательной сети Дневник.ру).

Hotpotatoes












Хочу отметить плюсы данной программы в работе учителя в процессе апробации и внедрения технологии смешанного обучения:
- Программа предлагает достаточный ряд интерактивных упражнений:
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
- готовый материал (упражнение) сохраняется в формате htm, что облегчает процесс прикрепления задания а) в домашние задания в разделе "Поурочное планирование" на Дневник.ру; б) на собственный сайт или в блог и т.д.
- возможность вставки аудиофайла для создания упражнений, направленных на развитие, совершенствование, контроль навыков аудирования.

Übungblӓtter selbst gemacht


 






Данная программная оболочка позволяет составить три вида тестовых заданий
  • тексты с пропусками
  • задания на соотнесение заголовков и текстов
  • задания на определение последовательности по прочитанному, прослушанному или просмотренному материалу.
Готовые задания необходимо сразу распечатать или сохранить как Веб-страницу.

MyTest




Данная программа также позволяет создать различные виды интерактивных упражнений, не требует наличия выхода в интернет, позволяет учащемуся зразу узнать свой результат, а для учителя сохраняет подробный отчет о каждом участнике тестирования.

Центр приложений "Тесты" образовательной сети Дневник.ру 




Много возможностей предлагает эта образовательная сеть, но, как показала практика, работа сети не совершенна:
  • постоянно сеть перегружена, что затрудняет доступ к ней
  • школьники часто забывают логин и пароль - что делает невозможным для них выполнение тестовых заданий.

Планируетс создать каждому региону  собственный сервер, чтобы разгрузить всероссийскую. Возможно тогда улучшится работа сети и станет возможным использование многочисленных приложений Дневника.ру.

Выбор методов обучения строился на основе следующей классификации (Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1):
  • По источникам и способам передачи информации (словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникационные)
  • По характеру и уровню познавательной деятельности учащихся (методы готовых знаний, исследовательские методы)
  • По характеру деятельности учащихся (активные, пассивные, творческие)
  • В зависимости от характера дидактических задач (методы приобретения общепредметных и предметно-ориентированных компетенций, методы формирования способов умственных действий, методы формирования сферы творческих качеств личности, методы закрепления, повторения, контроля, самостоятельной домашней работы).
Разработав стратегию, можно приступить к обучению!

Работать по инструкции, как известно, всегда эффективнее. Особенно, если речь идет об образовательном процессе: затрачивается минимальное количество времени и у обучающихся всегда перед глазами план работы, опираясь на который он может контролировать этапы выполнения заданий, которые приведут его  к конечному результату урока.  Маршрутные листы для учащихся - это особый вид дидактический материала  включающий в себя ссылки на образовательный блог учителя, наглядный материал (карту), задание для первичной обработки новой информации (заполнение таблицы). Лингафонное оборудование позволяет организовать автономную работу в группах по прослушиванию аудиоматериала к уроку.
Представляю технологические карты для работы в классе по модели "Смена рабочих зон", разработанные к УМК "Alles klar!" для 8 класса (тема Niedersachsen. Sachsen-Anhalt). 




Безусловно, технология  "Смешанного обучения" предполагает  включение в процесс обучения  в действие и другие модели, например, модель "Автономной работы" или "Перевернутого класса". Но вот мне очень импонирует применение модели "Смена рабочих зон"  на этапе введения учащихся в новую тему: организация работы в группах согласно правилам модели позволяет привлечь внимание всех учащихся к изучению нового материала. работа в онлайн-режиме не оставляет никого равнодушным, даже самого слабого ученика. Да и к тому же, использование ИКТ позволяет показать ребятам, то, чего на пальцах не продемонстрируешь. С моей точки зрения, на сегодняшний день,    модель "Смена рабочих зон" не является эффективной для отработки и закрепления учебных навыков и развития  метапредметных и предметно-ориентированных УУД. На завершающем этапе  изучения учебного материала, при проведение заключительного урока модель "Смена рабочих зон" очень эффективна и предлагает массу возможностей для мотивации учащихся демонстрировать свой уровень обученности, которого они достигли в процессе изучения материала.

Работа по модели "Смена рабочих зон" завершилась вместе с изучение учебной темы "Niedersachsen. Sachsen-Anhalt" (6 часов) в 8-а  классе МОБУ СОШ №6 г. Таганрога.  В процессе изучения учебного материала ребята
- пользовались Интернет-ресурасми, указанными в образовательном блоге учителя  http://deutschallesklar.blogspot.ru/;
- тренировали умения в грамматике с помощью интерактивных заданий, созданных в различных программных оболочках (HotPotatoes, Übungblӓtter selbst gemacht, MyTest, центра приложений (Тест) образовательной сети Дневник.ру;
- освоили программу для создания мультимедийных постеров Gloster;
- активно работали с блогом учителя, выполняя задания и рекомендации;
- изучали актуальную информацию об этих федеральных землях, знакомились с достопримечательностями, развивали свои универсальные учебные действия что является неотъемлемой частью ядра нового федерального образовательного стандарта:
  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные
  • метапредметные, характеризующие результаты освоения учебного материала, благодаря
- активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбору, обработке, анализу, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
На заключительном уроке в рамках модели "Смена рабочих зон", ребята получили маршрутные листы, регулирующие порядок выполнения заданий:
1. Зона работы с учителем
2. Групповая работа с дополнительным источником информации для систематизации и отбора необходимой информации (атласы, карты, журналы "Vitaminde" за 2013 год, подборка фотографий на тему "Немецкие авто в Таганроге".
3. В рамках работы в Онлайн-зоне ребята осваивали технологию создания интерактивных постеров по темам 1) Deutsche Autos in Taganrog, 2) Niedersachsen, 3) Sachsen-Anhalt: die Romanik Strasse

 








С работами ребят можно познакомиться здесь
К концу урока мини-группы обучающихся успешно прошли все зоны  и защитили свои постеры.

Фотоотчет








Необходимо отметить особую роль образовательного блога (собственного сайта) учителя:

По сравнению с требованиями к оформлению и содержанию собственного сайта, ведение образовательного блога имеет некоторые преимущества:

  •   простота и легкость в создании и оформлении
По функциональным возможностям блог, конечно уступает личному сайту
  • не все виды файлов можно прикрепить (необходимо немного пофантазировать, чтобы, например, включить в материалы для самостоятельной работы MP 3 файлы и др.)
Создав образовательный блог в первых числах января 2014 года, могу с уверенностью сказать, что для коллег и школьников он вызвал интерес
  • для первых -  в плане поиска новых методических наработок
  • для вторых -  возможность работать не только в режиме Учитель-Ученик, но и выполнять задания в автономном режиме, подобрать собственную образовательную траекторию, повысить свой уровень  владения языком (страничка для изучающих немецкий язык факультативно)
  • для тех и других - возможность расширить свой кругозор за счет дополнительной информации, размещенной в блоге.
Данный факт подтвержден статистикой посещаемости блога








Комментариев нет:

Отправить комментарий